2023

Практика использования возможностей РДДМ «Движение первых» по профилактике асоциального поведения

Воспитательная работа

Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. В условиях кризиса современного общества и изменения моральных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, поэтому проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится все более значимой.

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных структур. Сотрудничество образовательных учреждений ( учреждений дополнительного образования)  и семьи должно создавать комфортные, адекватные условия для развития обучающихся.

Именно образовательные учреждения, где с детьми и подростками работают специалисты,  берут на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принимают необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди обучающихся.

Организация досуга обучающихся, широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу, в общественное движение - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

На сегодняшний день приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Эти целевые установки  заложены в Стратегию развития воспитания РФ. Одним из федеральных партнеров реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года позиционируется Российское движение детей и молодежи (РДДМ) «Движение первых». 

Программа воспитательной работы РДДМ обеспечивает основные цели и содержание деятельности Движения в интересах детей и молодёжи. Программа направлена на воспитание, создание равных возможностей для всестороннего развития, самореализации, творческой и общественной активности детей и молодёжи.

Вовлечение подростков в социальную активность  формирует и совершенствует социальную компетентность подрастающего поколения.

В соответствии с имеющимися воспитательными системами и новыми воспитательными задачами, определены  Миссия движения, ценности, и основные направления деятельности РДДМ.

Каждый  ребенок  от 6 лет до 18 лет  может стать участником любого проекта РДДМ, причем в большей части из них он может принять участие самостоятельно. Взрослый в РДДМ – это тот, кто идет рядом, тот, кто готов подсказать и помочь, но не тот, кто выполняет все за ребенка. Этот принцип построения деятельности воспитывает в подростках самостоятельность и ответственность, уверенность и целенаправленность.

Система работы выстроена таким образом, что с 6 до 11лет - это ступень, когда общество, включая семью, школу, дополнительное образование, общественные и иные общества и организации, включенные в реализуемые проекты в качестве партнеров, вовлекает ребенка в систему единых ценностей: человеколюбия, взаимопомощи, заботы о слабых, уважения к памяти и т.п. . Участвуя в различных интересных событиях, в том числе с привлечением партнерских организаций, младший школьник принимает эту общую систему ценностей вместе со своими товарищами из всех уголков России. На этом этапе большая роль отводится учреждениям дополнительного образования. Взяв на себя роль куратора  РДДМ в районе, городе, мы  обеспечиваем  включение партнеров в организацию воспитательных событий для детей и родителей. Это  повысит воспитательный эффект.

Включение в деятельность родителей  способствует и их воспитанию в том числе, «приращению» их к единой системе ценностей.

11-15 лет это период проб себя в разных проектах. Становясь организаторами различных событий, подростки получают возможность примерить на себя разные социальные роли от исполнителя до руководителя проекта. На этом этапе взрослый перепоручает часть ответственности ребенку. Начинается воспитание лидеров. Подросток, который не готов принять ответственность за одно дело, с удовольствием берется за другое. Главная задача взрослого на этом этапе – показать подростку все возможности для самореализации. Очень частой ошибкой современной системы образования, а точнее отдельных участников педагогического процесса, является практика «делать за ребенка». Возможно, это обусловлено недостатком времени на объяснения или неуверенностью в качестве работы, выполненной детьми.   РДДМ «Движение первых» исключает такую практику. Все участники проектов, вышедшие на Федеральный уровень, приглашаются на профильные смены, финальные события. А это значит, что ребенку, оказавшемуся в числе делегации, вдали от педагога, придется потом самостоятельно выполнить подобное задание, общаться по сути проекта с участниками из других регионов. Таким образом, педагог становится лишь помощником,   в то время, как ребенок – активным участником. Роль родителей на этом этапе заключается в проявлении интереса к деятельности подростка, наполнение его информационного пространства положительным контентом. Воспитание культуры общения в социальных сетях является неотъемлемым элементом воспитания современных детей. Отказ родителей от социальных сетей «ВК», «Одноклассники», и «Телеграмм», или запрет пользования ими детьми приводит лишь к негативным последствиям и деструктивному поведению в будущем. Ребенок, не знакомый с основными правилами общения в сети, становится легкой наживой для мошенников и разрушающих личность молодежных субкультур. Интерес родителей к информационному пространству ребенка, вовлечение их в отдельные проекты в качестве помощников способствует не только укреплению семейных отношений, но и воспитанию ответственного отношения к своим близким.

16-18 лет – это время, когда подготовка к сдаче экзаменов не позволяет принимать участие в долгосрочных проектах. При этом школьники могут принимать в полной мере участие в самоуправлении, выступать организаторами отдельных событий.

В нашем Невьянском городском округе РДДМ в действии с  февраля 2023 года. Всего у нас 14 первичных отделений и одно местное.

Активисты РДДМ  НГО за 2023 учебный год приняли участие в мероприятиях  основных направлений движения , это-  Всероссийские  патриотические , экологические , социальные акции и конкурсные  проекты и  мероприятия: «Новогодние окна», «Мир Добра», «Елка желаний», «Пишу тебе, Герой», «Первые в России-  стране возможностей», «История моей семьи», « Видеоквиз» Что я знаю о России », «Летопись сердец 2023», «Талисман добра», «Селфи с советником»,  всероссийский фестиваль энергосбережения и экологии «Вместе ярче 2023»»,  «Добро не уходит на каникулы»,  «Окна Победы», всероссийская акция «Георгиевская лента» и другие . Всего  активисты РДДМ «Движение первых» нашего городского округа приняли участие   более чем в 23 мероприятиях. И надо сказать, что у нас уже есть  достижения и победы, так  9 активистов первичных отделений  прошли отборочные конкурсы регионального и всероссийского уровней, и награждены бесплатными путевками вв Всероссийский детский центр «Океан».  Ребята не только отдохнули, но и получили необходимые знания  и опыт работы по направлениям спорта, туризма, краеведения и экологии.

Российское движение детей и молодежи «Движение первых» своими основными направлениями,   охватывает все виды воспитания, способствует порождению у ребенка основных ценностных установок и ориентиров, стремления соблюдать принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Кроме высокого воспитательного эффекта, данное молодежное движение дает  ребятам возможность жить интересной жизнью,  возможность проявить себя, показать свои способности и таланты не только на уровне школы и города,  но и на уровне региона или Российской Федерации. 

РДДМ п.pptx (Скачать)
Практика использования возможностей РДДМ по профилактике асоциального поведения.doc (Скачать)