2023

Развитие лидерских качеств и организаторских способностей старшеклассников через организацию деятельности форума "Будущее-это мы!"

Начало XXI века значительно отличается от предыдущего столетия, что ярко отражается на человеке, его внутреннем мире, мироощущении в целом. Современному обществу необходимы граждане, способные по-новому взглянуть на насущные проблемы, вести за собой. На первый план выходят такие важные человеческие качества как мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться в столь динамичном мире подростку, для которого именно это время является ключевым в становлении и развитии, так как в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни. Для собственной успешности в социуме ребенку 14-17 лет необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять собственную жизненную позицию, но и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности.

Изменение социально-политической жизни общества повлекло за собой изменение отношения к молодежным лидерам и системе их подготовки. При этом исследователи акцентируют внимание на личностных характеристиках лидеров, на изучении их поведения, определяют оптимальные методы изучения лидерства, описывают ситуацию, в которой каждая модель поведения срабатывает наиболее эффективно.

Сегодня существует потребность создания организационных форм, позволяющих сформировать готовность личности к самореализации, самосовершенствованию. Одной из таких форм является работа  форума «Будущее-это мы!», который действует в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала». Целью форума является выявление и развитие лидерских качеств у учащейся молодежи, развития стиля жизни, основанного на активной жизненной позиции, социализация личности, мотивация к самораскрытию и саморазвитию.  Основные направления форума:

- гражданско-патриотическое воспитание;

- развитие школьного самоуправления,

- пожарная безопасность,

- профилактика дорожно-транспортного травматизма

По каждому направлению в течении учебного года проводится  несколько мероприятий. Начнем с развития школьного самоуправления и гражданско-патриотического направлений.

В эти направления входят четыре важных мероприятия, которые проводятся в течении всего учебного года. Учеба школьных избирательных комиссий проводится совместно с председателем территориально-избирательной комиссии НГО. Здесь старшеклассники знакомятся с вопросами касающимися выборов: регистрация избирателей и составление списков избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов на роль главы школьного самоуправления, организация предвыборной компании, оформление документации, и организация и проведение голосования, все это позволяет приблизить игру «Выборы» к реальным жизненным условиям. После обучения и проведения подготовительных мероприятий в образовательных учреждениях проходит муниципальная игра «Выборы». Избирается президент школьного самоуправления и формируется кабинет министров, в дальнейшем именно они будут определять путь жизни ребят на целый учебный год. Муниципальная игра «Мой выбор!» проходит под девизом: «Мы выбираем будущее!». Эта игра состоит из нескольких конкурсных заданий : «Визитная карточка»- представление главы и кабинета министров школьного самоуправления, защита проекта «Я нужен городу!», и конкурс для министров, который помогает выявить эрудицию, знание прав и обязанностей, творческий подход к решению задач и организаторские способности. В конце учебного года проходит еще одна большая муниципальная игра «Министерская проверка», в ходе которой, органы школьного самоуправления выдают творческий отчет о проделанной работе за год.

Два раза в год проводятся слеты по профилактике детского дорожно-траспортного травматизма и пожарной безопасности с обязательным участием сотрудников ГИБДД и ВДПО Невьянского городского округа. Юные инспектора дорожного движения и дружины юных пожарных  демонстрируют агитбригады и различные творческие задания и выступления, тем самым активизируют пропаганду пожарной и дорожной безопасности среди обучающихся образовательных учреждений НГО.

В мае 2019 года при подведении итогов работы  форума «Будущее-это мы!»,  мною проведен опрос: «Что ты хотел бы изменить в работе форума?».

Многие хотят  раскрыть в себе лидерские качества, научиться высказывать свое мнение и быть услышанным, а также хотят попробовать себя  организатором в различных видах деятельности.

Подростки не всегда принимают активное участие в жизни школы, т.к. лидерские качества у некоторых детей скрытные, или у ребёнка раньше не было возможности их проявить по разным причинам. В настоящее время для социализации, успешной жизни (как общественной, так и семейной) необходимо обладать лидерскими качествами.

Отсюда и выявилась актуальная проблема: необходима новая интересная, увлекательная деятельность способствующая проявлению, лидерских, творческих и организаторских способностей старшеклассников. Так по инициативе активистов образовательных учреждений НГО  в сентябре 2019 года  в Центре творчества создалось  объединение СИМ (союз инициативной молодежи). Цель объединения: создание благоприятных условий общения и совместной деятельности детей и взрослых, позволяющих проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой проводить свободное время.

Воспитанники объединения СИМ обучаются по дополнительной общеразвивающей программе «Я-лидер!». Дополнительное образование детей – уникальная сфера образования, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. Одной из основных задач системы дополнительного образования детей в современных социальных условиях является оказание помощи обучающимся адаптироваться в обществе, реализация личностного потенциала, развитие творческих способностей.

Программа «Лидер» имеет особенности воспитательного типа образовательного процесса, целью которого является поддержка, формирование и развитие тех качеств личности, которые соотносятся с общечеловеческими ценностями и нормами, действующими в обществе. Прогнозируемый результат – внутренняя культура личности, которая просматривается в различных критериях, в обладании рядом ключевых компетенций. В итоге образовательной деятельности, обучающиеся принимают на себя ответственность, усваивают социальные нормы, приобретают опыт позитивных отношений и реальных практик.

Диапазон работы  объединения включает в себя следующие виды  деятельности:

-познавательная деятельность;

-проблемно-ценностное общение;

-досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение).

 

Наше объединение  только набирает обороты, но уже  есть первые результаты. Воспитанники пробуют себя в роли сценаристов и режиссеров, самостоятельно проводят концертные и досуговые программы, запланированные Центром творчества, принимают участие в   акциях «Доброе сердце», «10 000 добрых дел»,а так же  являются организаторами мероприятий в рамках  форума «Будущее-это мы!». Более подробно остановимся на одном из важнейших. Для выявления и поддержки одаренных школьников, обладающих лидерскими качествами и организаторскими способностями к общественной деятельности, умеющих защищать свою собственную позицию ежегодно на территории загородного оздоровительного лагеря «Лесная сказка» г. В-Салда, проводятся выездные пятидневные учебные сборы активов школьного самоуправления.  Основными задачами сборов является создание условий для формирования позитивного отношения обучающихся образовательных учреждений к самостоятельной деятельности по организации жизнедеятельности ученических коллективов школ, развитие коллективизма, взаимопомощи и умения делиться опытом своей деятельности с обучающимися других образовательных учреждений.

Воспитанники объединения СИМ принимают активное участие в составлении  программы сборов,  предлагают  различные формы проведения мероприятий основанных  на интересах и запросах обучающихся образовательных учреждений НГО, а также помогают организаторам сборов реализовать поставленные задачи. Так в этом учебном 2020-2021 году участникам сборов была предложена разнообразная программа: смотр-конкурс «Я-лидер!»;  мастер-классы: «Познай себя», «Основы самоменеджмента», «Лидером быть желаю!»; тренинги на развитие коммуникативных навыков; деловые игры по праву и экономике; пресс-конференции, дебаты, коллективно-творческие дела и многое другое. Анкетирование участников сборов доказало, что с проведением подобных мероприятий у подростков  формируется правовая культура, гражданская инициатива и ответственность, патриотическое воспитание; развивается потребность в интеллектуально-творческой деятельности; создаются условия для общения и обмена опытом работы органов школьного самоуправления, предоставляется возможность для реализации самостоятельного научного поиска.

Подводя итог можно сказать, что мероприятия,  проводимые в рамках форума «Будущее-это мы!»,  помогают развивать  лидерские качества и организаторские способности старшеклассников, и их творческий потенциал. Подростки достигают более высокого уровня в своем развитии, повышается их духовная культура. Участие в мероприятиях форума позволяет стимулировать активную деятельность по направлениям, повышается личностный рост участников. Все это помогает старшеклассникам войти в гражданское общество,  формирует у них стремление к постоянному поиску и совершенствованию, создает условия для социального творчества через многообразные формы деятельности.

Важно осознать, что сегодняшние школьники – завтрашние лидеры общества. Старая поговорка: «Лидерами не рождаются – лидерами становятся»  – сегодня не менее верна, чем когда-либо.