2023

Типовая модель реализации программ для организации летнего отдыха и заочных школ НГО 2021г.

 Типовая модель реализации программ для организации летнего отдыха и заочных школ НГО 2021г.

          Управлением образования Невьянского городского округа была утверждена Типовая модель реализации программ для организации летнего отдыха и заочных школ для ее реализации в 2021 году.

         Муниципальное автономное учреждение дополнительного образование «Центр творчества» Невьянского городского округа стало координатором по внедрению Модели. 

         Эта модель объединила разнообразные формы организации отдыха обучающихся в каникулярное  время: лагеря дневного пребывания при образовательных организациях, эколого-краеведческую экспедицию на кубок Думы НГО «В стране Берендея»,  эколого-краеведческую экспедицию «Православные святыни»,    краеведческую экспедицию «Малая Родина»,  муниципальные  оборонно-спортивные сборы  допризывной молодежи,  отдых кадетов, походно-туристические программы, научные практики, учебные сборы органов школьного самоуправления.

           Одним из ключевых направлений деятельности «Центра творчества» стало проведение лидерских сборов актива школьного самоуправления.  

Выездные учебные сборы школьного актива ежегодно, уже на протяжении  10 лет,  проводятся на территории загородного оздоровительного лагеря.    Запрос на проведение сборов был получен от общеобразовательных школ с целью  выявления и поддержки одаренных школьников, обладающих лидерскими качествами и организаторскими способностями к общественной деятельности, умеющих защищать свою собственную позицию.  Контингент  участников формируется на основании заявок от общеобразовательных учреждений.   

На сегодняшний день в сборах принимает участие 200 человек  со всех образовательных учреждений Невьянского городского округа.

  Работа участников смены построена на основных направлениях деятельности:

         -социальное взаимодействие:

тренинги: «Большая импровизация», «Основы самоменеджмента», «Лидер нового времени», «Познай себя», «Танцуй пока молодой!»;

мастер- классы по министерствам школьного самоуправления ;

тимбилдинг; КТД и другое; 

-игровое взаимодействие : деловая игра «Выборы», танцевальная игра «Стартинейджер» , интеллектуальное шоу «Рюхи», спортивно-интеллектуальная игра «Здоровая нация», « Я очень караочен», фотокросс «Ориентирование на местности»; 

         -социальное проектирование - экономическая игра ЮНЭКО.

Особое внимание при проведении всех тренингов и мероприятий уделяется созданию «ситуации успеха» для каждого подростка. 

Как показывает практика, именно «ситуация успеха» позволила детям раскрыть свои скрытые таланты, бороться со страхом публичного выступления, и развить свои лидерские способности. 

         В течение смены проводится педагогический мониторинг в форме тестирования, анкетирования, педагогического наблюдения.

Для выявления лидерских качеств участников сборов   проводится  мониторинг  по А.Н. Лутошкину «Методика самооценки лидерских качеств». Мониторинг проводится в первый и последний день смены.  По данным мониторинга все личностные качества лидеров к концу смены повышаются от 5 до 10 %.   Итог сборов 2021 года:  87 %- владеют организаторскими способностями и умеют активно влиять на людей, 73%- знают правила организаторской работы, 68%- умеют работать с группой и имеют творческий подход, 52%- могут  решать проблемы, а 48 %- умеют управлять собой. Результаты  мониторинга  помогают определить развитость лидерских качеств, которые  в дальнейшем помогут  не только в профессии, но и помогают в формировании активной жизненной позиции, так как быть лидером, значит обладать большим набором человеческих ценностей, таких как порядочность, справедливость, скромность, честность и доброжелательность. 

Анкетирование участников сборов доказало, что с проведением подобных мероприятий у подростков формируется правовая культура, гражданская инициатива и ответственность; развивается потребность в интеллектуально-творческой деятельности; создаются условия для общения и обмена опытом работы активов школьного самоуправления, предоставляется возможность для реализации самостоятельного научного поиска.

 Мероприятия, проводимые на учебе актива, развивают лидерские качества и организаторские способности старшеклассников, и их творческий потенциал, это помогает старшеклассникам войти в гражданское общество, формирует у них стремление к постоянному поиску и совершенствованию, создает условия для социального творчества через многообразные формы деятельности. В первую очередь  они используют приобретенные знания в своих образовательных организациях,  в школьном самоуправлении.

Центр творчества продолжает работу с этими активистами в течение всего учебного года.

  Постоянным и значимым социальным партнером Центра   является Территориальная избирательная комиссия НГО, члены комиссии проводят ряд мероприятий в поддержку школьного самоуправления в ОУ. Одно из важнейших мероприятий - муниципальная игра «Выборы». Председатель ТИК  принимает непосредственное участие в обучении школьных избирательных комиссий. Старшеклассники знакомятся с вопросами, касающимися выборов: регистрация избирателей и составление списков, выдвижение и регистрация кандидатов на роль главы школьного самоуправления, организация предвыборной компании, оформление документации, организация и проведение голосования.   Все это позволяет приблизить игру «Выборы» к реальным жизненным условиям. После обучения и проведения подготовительных мероприятий назначается единый день для проведения игры во всех образовательных учреждениях НГО : избирается президент и формируется кабинет министров, в дальнейшем именно они будут определять путь жизни ребят на целый учебный год.

  Следующий этап - Муниципальная игра «Мой выбор!». Она проходит под девизом: «Мы выбираем будущее!». Основной задачей игры является презентация выбранных органов школьного самоуправления, демонстрация их работоспособности.   В конце учебного года проходит еще одна большая муниципальная игра «Министерская проверка», в ходе которой лидеры школьного самоуправления представляют творческий отчет о проделанной работе за год.

  По инициативе активистов сборов в Центре творчества  было создано   объединение СИМ (союз инициативной молодежи). Цель объединения: создание благоприятных условий общения и совместной деятельности детей и взрослых, позволяющих проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой проводить свободное время. Одной из интересных форм общения является Клуб выходного дня. На встречах активисты обмениваются новостями из своих школ, знакомятся с новыми формами работы, участвуют в тренингах и играх, все это способствует развитию личностных качеств подростков. СИМ является организатором всех муниципальных мероприятий форума «Будущее-это мы!», они – главные помощники в организации и проведении  профильной смены.

  Своеобразным показателем важности и результативности, как сборов актива, так и всей работы со школьными органами самоуправления,  является участие  выпускников, которые в свое время так же прошли наши сборы, областные сборы «Лидер 21 века» и сейчас являются лидерами в ВУЗах и нашими первым помощниками в организации и проведении сборов актива школьного самоуправления НГО. Одна из первых участников сборов  стала педагогом-организатором нашего Центра творчества и непосредственным организатором учебы активистов.

   Все наши «бывшие» активисты отмечают, что знания основ организаторской деятельности,  навыки общения в различных группах, умение выделять проблему и определять способы ее решения, способствовали успешному вхождению в студенческую жизнь и, в какой-то мере, самоопределению, стали отправной точкой к выбору профессии.   

  Таким образом, нами выстроена системная работа с детьми городского округа, но требует модернизации в соответствии с условиями, сложившимися в наше время, и современными требованиями.

Среди ключевых задач модернизации и развития  инфраструктуры объектов отдыха  и оздоровления детей определены следующие:

-привести в соответствие с современными требованиями программы летнего отдыха и оздоровления детей;

-расширить вариативность программ летнего отдыха  и оздоровления детей;

-создать условия для саморазвития, самоопределения и социализации детей;

-отслеживать новые кадры их числа молодых профильных специалистов, педагогов-лидеров, студентов и выстраивание их в педагогические команды, реализующие программы летнего отдыха и другое.

Обозначенные задачи являются зоной ближайшего развития для системы летнего отдыха в Невьянском городском округе. 

       
Выступление мое Типовая модель.doc (Скачать)
Презентация Типовая модель.ppt (Скачать)